«Я бы сказала, что за это время мы узнали, или убедились в том, что искусство способно утешать и обнадеживать», – говорит Дарья Жукова, сооснователь Музея современного искусства «Гараж» в Москве. «До того, как все это случилось, я, возможно, полагала, что это немного клише, но я нашла некоторые онлайн-экспозиции галерей и музеев из разных стран мира совершенно по-новому привлекательными и наводящими на размышления».
Дарья Жукова говорит о трансформации, которая произошла в мире искусства после вспышки COVID-19 – пандемии, которая внесла коррективы в работу каждого, от художника до директора музея. Результатом, по ее мнению, стало «переизобретение» публичных программ, которое определяет «дорожную карту на будущее и то, как институции могут двигаться дальше».
«Культурные институции во всем мире переживают трудные времена, но это также дает возможность пересмотреть стратегии и режимы работы», – продолжает Дарья Жукова. «Модель музея не менялась с 1800-х годов; COVID-19 стал катализатором, который заставляет нас переосмыслить роль музея в обществе». Дарья Жукова ожидает, что в ближайшем будущем мир искусства и культурные институции будут работать вместе, соединяя художников с местной и международной аудиторией. Между тем филантропам предстоит сыграть важную роль – поддержать разработку креативных решений, которые станут драйверами долгосрочного успеха.
Если говорить о галереях и коллекционерах – как этот беспрецедентный момент в истории повлиял на их деятельность? Глобальный директор Art Basel Марк Шпиглер, признает, что произведение искусства важно видеть вживую, но полагает, что сейчас «отличный момент» для коллекционеров, так как качественный цифровой контент обеспечивает превосходный доступ к художникам и их работам. Он упоминает галерею, которая создала «видео с участием художника для каждой из пятнадцати работ, представленных ею в виртуальных залах Art Basel». Он отмечает, что на обычных выставках художники редко бывают столь доступны.
Переход к онлайн-платформам также повысил прозрачность. «Многие коллекционеры оценили мгновенную доступность виртуальных выставочных залов Art Basel», – продолжает Марк Шпиглер. «Для каждого произведения указана цена или ценовой интервал, и коллекционерам кажется, что галеристы также стали более доступными». Марк Шпиглер полагает, что большинство посетителей виртуальных залов Art Basel – опытные коллекционеры; но появляются и новые покупатели. По словам директора Artsy Майка Штайба, «пятьдесят процентов» недавних сделок на этой платформе были совершены новыми пользователями. Также коллекционеры стали чаще использовать эту платформу для консигнации - Майк Штайб объясняет это тем, что у них появилось больше времени, чтобы подумать об «эволюции коллекции».
Центральное место в этой дискуссии занимают художники, без которых ярмарки, галереи и институции не могли бы существовать. «Я думаю, есть те, для кого это очень трудно, и те, кто рассматривает это как момент творчества», – говорит Марк Шпиглер. Майк Штайб признает, что COVID-19 скажется на доходах многих художников, но Марк Шпиглер знает тех, для кого этот период оказался благотворным: «Я знаю, что многие художники были рады этому моменту, как времени, когда им не надо появляться на выставках или на объектах, когда у них стало меньше социальных обязательств и появилась возможность сфокусироваться на работе».
Означает ли это, что в будущем цифровые экспозиции выйдут на первый план? Дарья Жукова допускает, что в этом есть свои преимущества: «Что мне действительно нравится в онлайн-форматах – это возможность представить большой объем информации по каждой работе – от биографических данных до фотографий того, чем занимались современники художника в то время. Это было бы просто невозможно на обычной выставке». Марк Шпиглер согласен с тем, что у цифровых платформ меньше ограничений: на онлайн-стенде в Art Basel галерея может разместить «десять огромных инсталляций», «потому что размер не является проблемой». Хотя будущее остается неопределенным, Дарья Жукова считает, что онлайн-инициативы продолжат играть важную роль: «Цифровое пространство демократизирует искусство, устраняя географические и социально-экономические барьеры физического мира, и я надеюсь, что в будущем мы увидим намного больше подобных инициатив».
Другие материалы о коллекционировании
Другие материалы о коллекционировании
Смотрите: UBS и Art Basel проводят обзор арт-рынка в контексте кризиса COVID-19
Слушайте подкаст Monocle «The Bulletin with UBS», посвященный арт-рынку (на английском языке)